Другая исследовательская компания Wilhelm Imaging Research (WIR) недавно опубликовала результаты своих тестов совместимых (т.е. не оригинальных) чернил на фотобумаге, где указывает, что некоторые из наиболее популярных чернильных картриджей дают фото с очень коротким периодом жизни: они начинают выцветать в среднем через менее чем 2 года, а некоторые из них – уже через несколько месяцев. Таким образом, по светостойкости эти продукты находятся на уровне ОЕМ 1990-х годов, хотя результат можно значительно улучшить при использовании оригинальной бумаги.
Несколько лет назад WIR обнаружила схожие проблемы с оригинальными чернилами. Однако производители оригинального оборудования осознали, что так не может продолжаться, и значительно улучшили свои чернила. Canon, Epson, HP и Lexmark инвестировали огромные деньги в преодоление проблемы низкой светостойкости и каждый из них создал чернила на основе красителей, которые поддерживают светостойкость десятки лет.
В такой ситуации может быть только один правильный ответный ход производителей совместимой продукции – разработка новых чернил, которые были бы как можно ближе по долгосрочности хранения к ОЕМ, а то и превосходить их. Это трудно и очень дорого, но без этого не обойтись на современном рынке, в условиях все больше обостряющейся конкуренции.
Обычно информация о светостойкости не предоставляется при продаже совместимой продукции (за редким исключением), и потребитель находится в неведении, теряется при выборе расходных материалов. В такой ситуации и ОЕМ чувствуют себя свободнее.
Хотя, с другой стороны, следует четко понимать, ЧТО ИМЕННО подразумевается производителем, когда анонсируется, например, продолжительность хранения снимков 30 лет. Обычный пользователь вряд ли задумывается и принимает обещанные 30 лет за чистую монету. Попытаемся обратить Ваше внимание на некоторые нюансы долгосрочности хранения Ваших фотографий.
В зависимости от того, выставляется ли напечатанное изображение на солнечный свет на открытом воздухе, с или без доступа погодных факторов (дождь, снег, туман и пр.), за оконным стеклом или при искусственном освещении в помещении – в любом случае изображение будет подвергаться выцветанию в меньшей или большей степени. Светостойкость изображений можно сравнивать между собой, если только они напечатаны в одинаковых условиях по стандартизированной методике, а затем испытаны на светостойкость по одной и той же методике. Так, например, изображения должны быть напечатаны в соответствии со стандартом ISO 2834, протестированы на светостойкость – по стандарту ISO 12040.
Различные источники света (включая или исключая атмосферные факторы), такие как солнечный свет в ясный день, солнечный свет в пасмурную погоду, в тот или иной сезон, искусственное освещение ксеноновой лампой, галогенной или флуоресцентной лампой, обычной бытовой лампой накаливания будут очень по-разному обесцвечивать изображение из-за своих разных спектральных характеристик. Например, ксеноновая лампа в сотни раз мощнее флуоресцентной, поэтому изображение выцветает гораздо быстрее. Таким образом, изображение, напечатанное чернилами с заявленной производителем отличной светостойкостью, может оказаться довольно не стойким под воздействием другого источника света. Кроме того, красители разного цвета будут выцветать по-разному, изображение, в конце концов, может посинеть, например, или пожелтеть прежде чем обесцветится совсем.
Все дело в том, в каких условиях производителем проводилось тестирование на светостойкость, и отличаются ли Ваши условия хранения от них.
Рассмотрим конкретный пример – новая система печати Canon ChromaLife100.
Производитель заявляет 30 лет светостойкости полученных фотографий, а в альбоме – 100 лет хранения без выцветания. Пользователь, не задумываясь, приобретает картриджи. И через некоторое время недоумевает – фотографии выцветают!
Объясним, почему так происходит. Во-первых, более внимательно надо читать сведения о светостойкости (далее информация с сайта www.canon.ru): «Данные получены в результате ускоренных испытаний и не могут гарантироваться. Тестирования на хранение в течение 100 лет проводились с бумагой PR-101, PP-101, SG-101, GP-401, GP-501; фотографии хранились под пластиковым листом. Тестирования на хранение в течение 30 лет проводились с бумагой PR-101 и PP-101, в течение 10 лет – только PR-101. Свето- и атмосферостойкость тестировались в обычных комнатных условиях без воздействия прямого солнечного света».
Таким образом, чтобы фотографии не выцветали 30 лет надо придерживаться следующих условий (http://www.usa.canon.com/app/flash/chromalife/system_demo.html):
- Использовать только оригинальные картриджи с чернилами Genuine Canon dye inks.
- Печатать только на отдельных видах оригинальной фотобумаги (Canon Photo Paper Pro, Photo Paper Plus Glossy).
- Хранить фотографию в рамке под стеклом в комнате, без прямого попадания солнечного света или другого света высокой интенсивности. Допускается освещение не выше 500 люкс на протяжении 10 часов в день.
Другой способ предоставления информации о долгосрочности хранения фотографий – это выражение светостойкости чернил/красителей по стандартизированной 8-бальной шкале. При этом чернила со степенью светостойкости 1-2 считаются нестойкими к выцветанию. Хранить такие фотографии можно достаточно долго, но исключительно в альбоме в сухом прохладном месте, чтобы влияние атмосферных факторов было минимальным. Самые лучшие в отношении долгосрочности хранения – пигментные чернила (обычно 6-7 баллов), так они не только светостойкие, но и водостойкие. Однако опять же невозможно назвать конкретный срок хранения (в днях/месяцах/годах), так как все и всегда зависит от того, чем печатать, на чем печатать, в каких условиях хранить. Поэтому светостойкость в баллах служит для ориентировки. А обесцветить фотографию, если очень захотеть, можно любую.
Поэтому, рекомендуем в любом случае выбирать, по возможности, наиболее щадящие условия хранения.
Приятного Вам просмотра альбомов с Вашими фотографиями!
- Данное сообщение подготовлено с использованием материалов официальных сайтов производителей оригинального оборудования, профильных журналов “The Recharger Magazine”, “The Recycler Trade Magazine” за 2006 год, а также использованы данные научных исследований FOGRA (Research Report # 52.024E “Light and weather fastness of printed products”), а также любительских исследований на данную тему (статья Евгения Свидерского «Светостойкость фотографий, отпечатанных на бумаге с помощью различных технологий печати», опубликованная на сайте www.bcfoto.ru).
комментарии