Прелесть домашней фотолаборатории, основанной на струйном принтере, состоит в том, что можно варьировать параметры печати, экспериментировать с режимами и добиваться уникальных результатов. Но на сей раз мы не будем говорить о цветопередаче и профилях.
В статье речь пойдёт о том, как сделать результат ещё более интересным и презентабельным, используя специальную бумагу. Бумагу с разнообразными типами поверхности.
Производители бумаги для струйной печати достаточно давно выпустили первые образцы бумаги с различными тиснением и фактурой. Но только лишь с недавнего времени такая бумага начала пользоваться спросом не только среди дизайнеров-профессионалов, но и среди тех, кто фотоискусству отдаёт свой досуг.
Первоначально такая возможность – придать картинке объёмную текстуру – поистине завораживает. Однако иллюзии рассеиваются быстро, и приходит понимание: не для всякой фотографии подходит текстурированная бумага. Иногда кадр гораздо лучше будет смотреться на обыкновенной – глянцевой или матовой бумаге. Зато в некоторых случаях бумага и сюжет замечательно дополняют друг друга, образуя новое, ни с чем не сравнимое решение.
Здесь я опишу некоторый опыт использования различных сортов бумаги. Тут же постараюсь дать рекомендации о том, что и на какой бумаге стоит печатать, а что не стоит. В то же время здесь будут даны описания нескольких типов бумаги, которым я однозначного применения не нашёл. Впрочем, давайте по порядку.
Бумага «Молоток» (Hammer) от «Ломонд»
Бумага желтоватого цвета. Имеет фактуру грубой выделки, которая напоминает о древних книгах, свитках, Гуттенберге и Иване Фёдорове. Бумага хорошо впитывает чернила, поэтому при печати лучше выставлять бумагу как «матовую». Печатать на этой бумаге стоит всякие антуражные штуковинки. Например, старые пиратские карты (благо тема эта после нашумевшей полукомедийной киноэпопеи весьма популярна), послания, написанные руническим шрифтом, ну или ресторанное меню – для того заведения, которому закос под старину подходит по стилю.
Оттого что краска в эту бумагу впитывается сильнее, чем в обычную матовую, сильно яркие картинки на ней печатать не получится. Но хороших, насыщенных цветов добиться можно.
Бумага как будто произведена в какой-нибудь древней бумажной мастерской. На картинке участок изображения шириной около 3 см. Справа – область с однотонным фрагментом изображения |
Бумага с точечным глянцем от SkyHorse
Обыкновенная глянцевая бумага, на которой печатается большинство фотографий, имеет ряд, скажем так, особенностей использования (это чтобы не писать «недостатков»).
Так, из-за хорошего отражения света на ней видны отпечатки пальцев.
По той же причине часто изображение бликует – особенно если недалеко есть сильный источник света.
Изображение, отпечатанное на глянцевой бумаге, часто невозможно разглядеть из-за бликов света |
Изображение, отпечатанное на бумаге с точечным глянцем, бликует гораздо меньше. Обратите внимание на зернистую структуру поверхности бумаги |
Бумага с точечным глянцем от SkyHorse имеет не гладкую глянцевую поверхность, а будто бы обсыпанную зернью. Такая бумага блестит, но бликует гораздо меньше, чем обычная глянцевая. На мой взгляд, следует рассматривать эту бумагу не как «бумагу для спецэффектов», но как хорошую замену для обычной глянцевой бумаги. Практически во всех случаях отпечатки на ней смотрятся лучше, чем на обычной глянцевой. По фактуре она скорее напоминает качественную матовую фотоэмульсионную бумагу прежних лет. Может быть, именно это совпадение обеспечивает столь любопытный эффект.
Бумага с точечным глянцем от SkyHorse. Несмотря на блеск, видны мельчайшие детали изображения. Текстура не мешает их рассматривать |
Бумага с текстурой, сравнимой с деталями изображения по размерам, часто мешает их восприятию |
Бумага «Ткань» от «Ломонд»
Бумага имитирует поверхность ткани достаточно грубого плетения, с продольными и поперечными выступающими «нитками». Однако не перепутайте такую бумагу с бумагой «Холст» – ничего общего они друг с другом не имеют. «Холст» имеет другую фактуру – состоящую из более «толстых нитей», которые располагаются ближе друг к другу. Так что репродукция картины, напечатанная на бумаге «Ткань», не получит большего правдоподобия. Просто у зрителя не будет эффекта узнавания текстуры. Такую бумагу можно рекомендовать для печати визиток. Возможно, есть для неё какая-либо ещё область применения, где свойства такой текстуры пойдут в плюс, но я её не нашёл.
Бумага «Ткань» от «Ломонд». На картинке участок изображения шириной около 20 см |
Бумага «Лабиринт» от «Ломонд»
Бумага имеет достаточно мелкую и «нерегулярную» структуру тиснения, что делает её применение в значительной степени универсальным. В этом она напоминает бумагу с точечным глянцем от SkyHorse. Но структура «Лабиринта» всё-таки гораздо крупнее. И если бумага с точечным глянцем позволяет пропечатывать самые тонкие детали, то «Лабиринт» эти детали скроет. Бумага хорошо подходит для печати каталогов, портфолио. Она создаёт эффект дорогого материала и повышает значимость картинки.
Бумага «Лабиринт» от «Ломонд». На картинке участок изображения шириной около 3 см |
Бархатная бумага от SkyHorse
Бумага эта во всех смыслах нежная. Нежная она со стороны подложки – подложка напоминает скорее не бумагу, а гибкий пластик – и со стороны печатного верхнего слоя – он действительно состоит из миниатюрных ворсинок.
Бархатная бумага от SkyHorse. На картинке участок бумаги шириной около 1 см |
Изображение на такой бумаге выходит сглаженным. О тонких деталях говорить не приходится. Не стоит ждать и ярких цветов. Даже самые яркие фотографии, напечатанные на этой бумаге, уходят в пастельные тона. Для чего же она может пригодиться?
Раскроем карты. Эта бумага – один из лучших носителей изображений человеческих лиц и тел. Фотографии ню, на ней напечатанные, поражают своей воздушностью и мягкостью. Портреты приобретают глубину, загадочность.
Все дефекты кожи – мелкие морщинки, вены, прыщики и царапинки – волшебным образом исчезают, получается своего рода ретушь. Как мне кажется, такая бумага может с успехом использоваться для печати фотографий на корпоративных вечеринках, когда на полноценную ретушь нет времени.
Да, и не стоит печатать на этой бумаге кошечек, собачек и прочих животных. Никакого объёмного меха вы в результате не получите.
Это не оригинальная фотография, а фотография другой фотографии, которая отпечатана на бархатной бумаге. Не правда ли, любопытный «эффект присутствия»? |
Бумага «Гребёнка» от «Ломонд»
Текстура бумаги проста – это вертикальные, чуть вдавленные линии. Отлично подходит для городских пейзажей, съёмки строгих интерьеров. Здания приобретают стройность, а помещения, если линии бумаги расположить горизонтально, смотрятся шире и просторнее. Какие-то другие области применения тоже, наверное, возможны – но мне их нащупать не удалось.
Бумага «Гребёнка» от «Ломонд». Кусочек зимнего пейзажа с заледеневшей березой. На картинке участок изображения шириной около 5 см |
Бумага «Кожа» от «Ломонд»
Бумага имеет достаточно крупную и глубокую текстуру. У меня сложилось впечатление, что создана она скорее для формата А3. Потому что крупновата эта текстура для изображений формата А4. Она их попросту забивает. Ни в коем случае не стоит печатать на ней портфолио, модели не обрадуются новым деталям на лице и теле. Единственная область применения, очевидная для такой бумаги, – это печать визиток. Они на ней смотрятся очень хорошо.
Бумага «Кожа» от «Ломонд». На картинке участок изображения шириной около 20 см |
Разумеется, здесь описаны далеко не все виды и типы «непростой» бумаги, которая позволяет в том или ином направлении расширить границы наших возможностей печати на струйном принтере в домашней фотолаборатории. Однако приведённых здесь рекомендаций вполне достаточно для того, чтобы начать делать в данном направлении первые шаги. А мы впоследствии с удовольствием продолжим тему новыми обзорами разнообразных специализированных видов бумаги.
комментарии