О струйной широкоформатной интерьерной печати
За последние 2-3 года высококачественная широкоформатная интерьерная печать значительно преобразила внутреннюю среду помещений. Яркие плакаты и POS-материалы в торговых залах, мобильные презентационные стенды на выставках, картины и эксклюзивные постеры фотореалистического качества в офисах компаний и концептуальное оформление домашних интерьеров – все это интерьерная печать.
Сферы применения интерьерной печати
На рынке струйной широкоформатной печати принято выделять два основных сегмента: интерьерная печать и печать наружной рекламы. К интерьерной печати относят печать:
- POS-материалов (плакатов, мобайлов, хард-постеров, напольной графики, флагов)
для рекламы на местах продаж;
- репродукций картин и постеров для оформления офисов компаний;
- обоев с эффектами «фрески», «старой росписи», «гобелена», натяжных потолков, штор, драпировок для эксклюзивного оформления интерьеров;
-изображений для оформления выставочных стендов и мобильных презентационных конструкций.
Специфика сегмента интерьерной печати состоит в повышенных требованиях к качеству изображения. Если для наружной рекламы вполне достаточно разрешения 180-300 dpi, то для интерьерной печати разрешение может быть 1440 dpi и выше. Это связано с тем, что интерьерную рекламу, в отличие от наружной, человек воспринимает на очень близком расстоянии. Помимо разрешения, качество изображения зависит от контрастности носителя и чернил, яркости и насыщенности цвета на оттиске, реалистичности цветопередачи, четкости тонких штрихов и мелких деталей на оттиске. Для достижения оптимального качества интерьерной рекламы необходимо применение специального печатного и послепечатного оборудования и расходных материалов.
Оборудование и расходные материалы
Плоттеры для интерьерной печати, как правило, имеют ширину носителя от 1 до 2-х метров и разрешение печати до 1440 dpi и выше. На сегодняшний день для всех вариантов чернил (водных, сублимационных и сольвентных) существует оборудование, позволяющее печатать изображения высокого качества. Однако традиционно высококачественную интерьерную печать связывают с печатью водными чернилами.
Помимо разрешения плоттера, для повышения качества изображения важен такой параметр, как размер капли, который зависит от диаметра печатающей головки плоттера. Именно поэтому качество изображений, напечатанных с одинаковым разрешением на разных машинах, может существенно отличаться. Плавные цветовые переходы и отсутствие дискретности изображения обеспечивается за счет возможности печатной головки изменять объем капель «писксель-за-пискселем». Эта технология позволяет получать плавные градиенты и четкие границы мелких линейных элементов изображения даже при сравнительно небольшом разрешении.
Как известно, каждый печатный аппарат искажает цвет на разных носителях по-разному. Поэтому для создания действительно качественного полноцветного изображения необходимо каждый вид носителя адаптировать под конкретный печатный аппарат. Для решения этой задачи производится так называемая цветокалибровка.
«Калибровка – это процесс, позволяющий определить количество чернил, необходимое для достижения оптимальной насыщенности цвета на конкретном носителе. Результатом цветокалибровки является цветовой профиль, т.е. математический алгоритм, задающий расход чернил для данного аппарата для достижения оптимального результата на конкретном носителе. Процесс цветокалибровки длительный и трудоемкий. Наша компания предлагает заказчикам как услуги по калибровке плоттеров, так и оборудование для самостоятельного осуществления этой операции» - отмечает Георгий Новенко, менеджер отдела рекламных технологий компании «Форт Диалог».
Для расширения цветового охвата, а также для более точной передачи оттенков к стандартной триаде могут добавляться легкие оттенки CMYK, зеленый и оранжевый цвета, а также такие дополнительные цвета, такие как голубой, глубокий черный и серый. Дополнительные цвета позволяют сделать изображение реалистичнее, за счет улучшения передачи естественных оттенков кожи человека.
Одним из немаловажных условий качества интерьерной печати является правильный выбор носителя. Оптимальных результатов можно добиться, лишь используя носители, специально предназначенные для струйной печати водными чернилами. Как правило, эти носители имеют рецепторное покрытие, которое позволяет чернилам максимально быстро закрепиться на поверхности носителя, не проникая глубже, и тем самым не искажая растровую точку.
Для интерьерной печати используются разнообразные носители: бумаги, пленки, синтетические материалы, специальные материалы (холст, синтетические ткани). Плакаты и постеры чаще всего печатаются на глянцевой бумаге плотностью 150-170 г/м2. Изображение на глянцевой бумаге получается ярким и сочным за счет того, что она имеет более толстое покрытие и, соответственно, впитывает меньше чернил, чем матовая или полуглянцевая бумага. Чтобы получить изображение фотореалистического качества используются бумаги на фотооснове. Фотобумага имеет двухслойное полиэтиленовое покрытие, которое полностью исключает впитывание чернил бумагой и обеспечивает абсолютно точную цветопередачу и высокое разрешение.
Особое местоположение напольной графики предполагает особые требования к носителям. Поверхность напольного изображения должна быть антискользящей (из соображений безопасности), а также стойкой к истиранию и воздействию моющих средств. Кроме того, носитель для напольной графики должен прочно крепиться к таким поверхностям, как мрамор, кафельная плитка, дерево, линолеум, гранит, и по истечении срока эксплуатации бесследно удаляться без трудоемкого очищения поверхности. Печать напольной графики может производиться на бумагах и пленках с последующей защитой ламинатом, либо на специальных носителях, не требующих дополнительной защиты.
Для печати художественной графики используются разнообразные специальные носители: акварельная бумага и холст для печати репродукций картин, синтетическая ткань для изготовления оконных драпировок, флагов, а также витринных и театральных декораций и др. Третьяковская галерея для выставок печатала репродукции произведений известных художников, используя подобные материалы.
Защита изображения от агрессивных воздействий окружающей среды влаги и ультрафиолета для интерьерной графики менее значима, чем для наружной рекламы. Но если планируется длительная эксплуатация изображения, то от преждевременного износа и выцветания его можно защитить ламинацией. Глянцевая ламинация не только защитит изображение, но и придаст ему дополнительную яркость.
Линейка оборудования для производства интерьерной графики, помимо плоттера должна включать следующее оборудование:
- дисковый резак, так как он режет точно и при этом бывает достаточно длинным;
- рулонный ламинатор, с шириной большей, чем ширина плоттера;
- оборудование для послепечатной отделки: склейки, люверсовки, прикатки изображений к жестким основам;
- оборудование для сушки оттисков и хранения рулонных материалов.
Расширяют возможности интерьерной печати многочисленные дополнительные аксессуары: алюминиевые и пластиковые багетные рамки, плиты для накатки изображений из пенокартона, вспененного пластика или сотового поликарбоната, люверсы, профили с ушками для крепления плакатов, разнообразные крепежи.
Рынок интерьерной печати
«Для России характерно экономить на печати, поэтому рынок дорогостоящей интерьерной печати пока достаточно узкий. Плоттеры с шириной носителя от 1 до 2-х метров составляют лишь 5-10% от общего количества струйных плоттеров в нашем городе. Со временем рынок интерьерной печати расширится. Это произойдет, прежде всего, за счет постепенного снижения стоимости расходных материалов для интерьерной печати,- считает Георгий Новенко. На сегодняшний день на рынке интерьерной печати Екатеринбурга нет компаний, специализирующихся на предоставлении подобных услуг. Основными игроками на этом рынке интерьерной печати являются салоны оперативной полиграфии, принт-шопы и некоторые рекламные агентства, имеющие необходимое оборудование.
«Нашему полиграфическому центру «Золотое сечение», специализирующемуся на оперативной полноцветной печати, приобретение струйного плоттера позволило расширить спектр услуг и предложить заказчику изготовление полного комплекса полиграфической продукции от визитки до плаката большого формата», – рассказывает Владимир Канайкин, директор ИД «Предприниматель».
Заказчиками услуг интерьерной печати в основном являются корпоративные клиенты: торговые предприятия, рекламные агентства, туристические компании, салоны красоты, банки. Интерес индивидуальных потребителей к этой услуге пока небольшой в силу ее высокой стоимости. 90-95 % всех заказов на интерьерную печать составляют заказы на производство разнообразных бумажных плакатов и афиш, преимущественно А1 и А2 форматов. Спрос на печать на таких носителях, как холст, невелик.
«Рынок оперативной полиграфии в целом и интерьерной печати в частности, находится на начальной стадии развития, - считает Владимир Канайкин. – Потенциал сегмента интерьерной печати достаточно велик, так как в нынешних условиях растущей конкуренции компании вынуждены все больше и больше внимания уделять оформлению офисов, мест продаж и выставочных стендов».
Увеличению спроса на интерьерную печать в ближайшем будущем также будет способствовать стремительный рост торговли, в частности, расширение торговых сетей и появление новых торговых центров, а также распространение практики индивидуального дизайн-проектирования жилых и офисных интерьеров.
комментарии